В.В. Путин о развитии Уральского региона


Информация взята с официального сайта
Президента Российской Федерации
 
 
16 мая 2005 года,
Челябинск


По вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы собрались здесь, в Челябинске, чтобы обсудить насущные вопросы социально-экономического развития Уральского региона.

Совещание является первым после оглашения Послания Федеральному Собранию.

В этой связи просил бы всех присутствующих соотносить проблемы, которые будем сегодня рассматривать, анализировать, с теми целями и задачами, которые стоят перед страной в целом, имея в виду также, я об этом скажу ниже, значение Уральского региона для всей страны. И особо подчеркну, что Послания двух последних лет надо рассматривать в качестве целостной, я уже об этом говорил, целостной единой стратегии развития государства на десятилетнюю перспективу.

Исторически Урал для России – это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой.

Назову только несколько цифр. Сегодня в Челябинской, Свердловской и Курганской областях производится порядка 40 процентов стали и проката черных металлов. И столько же рафинированной меди и алюминия. Здесь выпускается около половины всех стальных труб. А на такие регионы, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, приходится 97 процентов добычи газа и 69 процентов добычи нефти.

При этом рост промышленного производства в Уральском федеральном округе в прошлом году составил 7,9 процента. Это на 1,8 процента выше, чем в целом по России. Величина среднедушевых денежных доходов почти на четверть превышает среднероссийские показатели. В отдельных регионах сегодня высокими темпами растет строительная индустрия, неплохо развивается ипотека.

Сложившийся производственный потенциал округа настолько богат, что он обязан быть одним из самых бурно развивающихся регионов России. Преимуществом является и то, что продукция округа в полной мере востребована как на внутрироссийском, так и на мировых рынках.

Округ объективно должен остаться центром притяжения инвестиций – как отечественных, так и иностранных.

Между тем хотел бы отметить, что объем прямых, во всяком случае, иностранных инвестиций в округ по-прежнему незначителен, а по некоторым областям уже зафиксировано их серьезное сокращение.

Обращает на себя внимание и неравномерность темпов развития регионов, входящих в округ, а также избыточная концентрация производственного потенциала в нескольких хозяйственных центрах. Наряду с этим около 40 процентов предприятий всего машиностроительного комплекса округа работают с убытком. А бюджетные доходы на душу населения различаются по регионам, входящим в округ, более чем в 10 раз.

Тревожит и то, что в прошедшем году произошло снижение динамики развития малого предпринимательства. Показатели здесь почти в два раза ниже, чем среднероссийские.

Это странно. Подчеркну, мы далеко не впервые анализируем ситуацию в округе, но практически каждый раз поднимаются одни и те же проблемы, что свидетельствует о системных недоработках органов власти в решении насущных проблем и задач.

Главная проблема – высокоинтегрированный и масштабный производственный комплекс так и не стал основой для серьезного экономического роста и кардинального повышения благосостояния людей.

Убежден: чтобы привести в действие весь богатейший потенциал Урала, добиться его прорывного развития, нужны принципиально новые подходы и привлекательные перспективные проекты, закладывающие прочный фундамент роста на десятилетия вперед. Для этого необходимо расширять горизонты возможностей, искать и новые сферы приложения капитала, и дополнительные источники роста самой региональной экономики.

Уральский федеральный округ находится практически в центре России, что создает для него множество преимуществ. Причем не только экономического, но также социального и гуманитарного характера. Такую равноприближенность и к центральным, и к восточным регионам страны можно и нужно использовать эффективно с выгодой и для экономики, и для граждан.

Кроме того, на севере вы имеете выход в крайне перспективный регион Баренцева моря, а на юге граничите с Казахстаном, переживающим сейчас серьезный экономический подъем. Мы это с вами знаем хорошо. Это комфортный для нас партнер.

Одним словом, у округа богатейшие геоэкономические перспективы. И он вполне может стать образцом выстраивания региональной стратегии, опирающейся на собственные ресурсы, на собственные возможности, создавая хорошие условия для привлечения, как я уже говорил, капитала изнутри страны и извне.

Хочу также отметить, что в таких условиях поиск путей развития не должен зависеть только от возможностей по перераспределению ресурсов. Будь то их перераспределение от центра на места или от одного субъекта к другому.

Экономический потенциал Уральского округа должен формироваться на основе свободного, не имеющего внутренних границ оборота капитала. Причем капитала не только уральского, но, как я уже сказал, идущего и из других регионов и стран.

Напомню, что на прошлом окружном совещании также ставился вопрос о необходимости наращивания на Урале транспортных сетей. Подчеркну: задача развития транспортной инфраструктуры страны является нашим национальным приоритетом. Об этом обстоятельным образом было сказано в Послании 2004 года. И в этой связи вновь подчеркну: развитие транспортной инфраструктуры напрямую влияет на темпы экономического роста. А мы с вами хорошо знаем, – во всяком случае, те, кто здесь присутствует, знают хорошо: задача удвоения ВВП как государственная стратегия на десятилетие с повестки дня не снималась и ее никто не отменял.

Прошлогодние и нынешние темпы роста российской экономики, а также темпы роста регионального валового продукта Уральского округа дают нам достаточные основания, чтобы добиться поставленной задачи еще жестче и еще увереннее. Хотел бы это особо отметить.

Я уверен, что здесь практически у каждого руководителя региона такие же уверенные цифры.

Во-вторых, развитие транспортной системы в округе должно отвечать стратегическим долгосрочным интересам всей российской экономики. Опорная сеть транспортных магистралей – это широкий выход России на мировые рынки сырья и продукции, а также интеграция в глобальные транспортные коридоры.

Преимущества вашего округа должны прежде всего стать максимально привлекательными для инвесторов. И сделать его таковым обязаны органы власти всех уровней. Создание в округе благоприятного делового климата – это ваша прямая задача.

В округе довольно велика концентрация стратегических объектов. И решения о допуске на них иностранного капитала принимаются сегодня, к сожалению, бессистемно. Это вносит неопределенность в планы возможных инвесторов. И создает тем самым барьеры для капитализации региона.

Однако одно из поручений по реализации последнего Послания Федеральному Собранию – эти поручения мной уже сформулированы – так вот одно из поручений – это исчерпывающим образом определить отрасли, имеющие стратегическое значение, и таким образом дать потенциальным инвесторам полную и точную информацию об открывающихся сферах приложения капитала. Прошу организовать такую работу и проинформировать Правительство и Президента о результатах, полученных в Уральском регионе, в целом для страны крайне важных, имея в виду, как я уже говорил, большое количество таких предприятий у вас.

Полагаю, что все названные вопросы должны стать предметом особого внимания со стороны Совета при полномочном представителе Президента в округе. Совета, формирующегося в соответствии с известным вам указом.

Это все, что я хотел вам сказать вначале. Давайте начнем предметное обсуждение.

Rambler's Top100

Адрес: 123557, г.  Москва, Электрический переулок, дом 3/10, стр.1 офис 37-41, тел: +7 (499) 253-21-01, тел: + 7 (905) 770-85-48